История о проявлении гневной формы Господа Шивы — Вирабхадры — одна из множества историй, связанных с храмом в небольшой деревеньке Лепакши в штате Андхра-Прадеш. Этот храм является подлинной сокровищницей виджаянагарской скульптуры и живописи и в буквальном смысле слова музеем, где собраны все пуранические легенды о Господе Шиве, запечатленные в камне и краске.
Храм Вирабхадры находится в Лепакши, маленькой деревне в округе Анантапур штата Андхра-Прадеш. Храм расположен на невысоком каменистом холме под названием «Курмасайла» (Черепашья гора), потому что напоминает по форме черепаху. Надпись на внешних воротах храма утверждает, что храм построен в XVI веке человеком по имени Вирупанна. Здесь почитают Господа Папанашешвару (Шиву как уничтожителя грехов), Господа Раму, Господа Вирабхадру и Дургу. В «Сканда-пуране» Лепакши упоминается как одна из ста восьми важных Шива-кшетр. Говорится, что храм был основан самим Агастья муни.
Родословная Агастья муни такова: из ума Господа Брахмы произошли десять сыновей (поэтому их называют манасапутры, «манас» — ум, «путра» — сын) – Ангира, Атри, Бхригу, Дакша (тот самый, о ком идёт речь в истории Вирабхадры), Крату, Маричи, Нарада, Пулаха, Пуластья и Васиштха. Махариши Пуластья был женат на одной из девяти дочерей Кардамы Риши и Девахути, Хавирбху. У Пуластьи и Хавирбху было два сына: Махариши Агастья и Махариши Вишрава. Агастья считается воплощение Агни Дэва и упоминается как в Рамаяне, так и в Махабхарате. Агастья муни считается первым учителем боевых искусств. Среди его учеников было много знаменитых личностей, таких как Дроначарья, который впоследствии отправил к Агастье муни и своего ученика – Арджуну. Другой ученик Агастья муни, Боганатар, был отправлен с миссией нести знание о боевых искусствах и культуре диким племенам Китая и стал там известен как Бодхидхарма.
Агастья муни также является составителем нескольких ведических гимнов, самый известный из которых – гимн, прославляющий Дургу – «Лалита Сахасранами», Тысяча имён Богини Лалиты. Другой гимн, «Адитья Хридайям», в котором прославляется Сурья Дэв, Агастья муни передал Раме накануне его битвы с демоном Раваной, о чём рассказывается в Рамаяне. На каменных плитах внутреннего двора можно увидеть огромный отпечаток стопы, который принадлежал одному из героев эпоса Рамаяны.
Итак, основанный внуком Господа Брахмы, храм Вирабхадры усилиями Вирупанны, казначея виджаянагарских царей, превратился в изысканный храм, который сохранил до наших дней изысканные настенные росписи и резьбу по камню. Скульптурные композиции представляют различные истории из Пуран, например, Ананташаяны (Вишну, возлежащего на змее Ананте), фигуры Вирупанны в натуральную величину и изображения Даттатреи, четырехликого Брахмы. Музыкальные инструменты, одежда, жесты и украшения богов изображены с чрезвычайной тщательностью.
Алтари Господа Шивы и Господа Вишну расположены лицом друг к другу, в то время как в центре находится святилище Господа Вирабхадры. Таким образом, эти три святилища образуют треугольник с общим залом собраний. На территории храма также есть святилище Шивы Папанашешвары («Отпускающего грехи»), Рамешварасвами (Шивы как объекта поклонения Господа Рамы), святилище Гопаласвами (Кришны), а также массивный нага-лингам, Шивалингам в сени великого змея и колоссальная скульптура Нанди, самое крупное в Индии, высеченная из монолита высотой в двести и длиной в триста футов.Династия Виджаянагарских царей, возникнув в 14 веке, на 250 лет объединила царства Южной Индии и стала заслоном от жестоких мусульманских нашествий, которые начались в 1001 году, а к 1330 году вся Северная Индия была захвачена полностью.
Вирупанна, казначей и глава купеческой гильдии во времена этой династии, нашёл в этом месте изображение Вирабхадры и решил построить для него храм, полностью использовав для этой цели также подати, предназначавшиеся царю, которого в это время не было в Виджаянагаре. Вирупанна почти закончил строительство и наблюдал за завершением зала для торжественных церемоний, когда возвратился царь и обнаружил казну пустой. В качестве наказания за это преступление царь приказал ослепить Вирупанну. Казначей был верным слугой царя, и тут сам же привел приговор в исполнение. В наши дни на стене около зала для торжественных церемоний можно видеть два темных пятна, и говорится, что это следы глаз Вирупанны, которые он сам себе выбил ударом об стену. После этого строитель храма прожил недолго, и потому зал для торжественных церемоний остался незаконченным. С этой историей связывают и название деревни – Лепакши, т. е. лепа (слепой) + акши (глаз) = «слепой глаз».