МИР ЗНАНИЯ

Как Аюрведа видит человека и мир.

Автор текста — Елена Гордишевская
Одна из основных определяющих особенностей современного мира и современной личности, сформированной западной цивилизацией, – ориентированность на внешнее. Например, выбор профессии или партнера начинается с изучения предложений, а не с анализа своих потребностей и природных склонностей. То же происходит и в остальных сферах жизни. В результате получается такой кривой эгоизм – формально все только и заняты тем, что исполняют свои желания, но поскольку эти желания никак не соотносятся с реальными потребностями, то и их воплощение в жизнь связано с чрезмерными усилиями и энергозатратами, а удовлетворение приносит лишь временное. Поэтому, даже не влезая в эзотерические гущи самореализации, можно прийти к выводу, что понимание реальных потребностей и желаний своего тела и сознания – очень полезное качество.
Прежде чем описать в двух словах основные особенности аюрведического подхода к Жизни, следует оговориться: сама попытка объяснить с точки зрения западного ума, что представляет собой Аюрведа, будет неизбежно пестрить противоречиями и несовершенствами. Во-первых, в Аюрведе, как и других древних традициях Востока, теория не существует отдельно от практики. Для человека, который знаком только с терминологией Аюрведы, но никогда не пытался реализовать её принципы в своей жизни, понять их смысл так же нереально, как человеку, который всю жизнь ест мясо, объяснить на словах, что такого особенного в вегетарианстве. Смысл раскрывается в процессе практики — это правило работает безупречно как «защита от дурака». Теоретизирующие эксперты так и остаются топтаться в дверном проёме дворца той самой иной реальности, о которой они многословно распространяются.
Вторая оговорка: хотя будут упоминаться и описываться отдельные части структуры человека и мира, Аюрведа оперирует системными понятиями и принципами, все элементы взаимосвязаны, каждый отражает и верифицирует состояние остальных элементов и системы в целом. В этом как раз и состоит уникальность и универсальность Аюрведы – изучая себя, можно узнать мир, а изучая мир, можно познать себя. Причём неважно, в какой из областей науки или творчества человек себя при этом реализует, как уже говорилось, Аюрведа оперирует глобальными законами, по которым работает всё Мироздание. Наоборот, именно так и проверяется истинное знание – оно работает всегда, в любом времени и условиях.
Аюрведа («Знание Жизни») рассматривает человека в двух аспектах: как взаимодействие тела, ума и души, и как взаимодействие индивидуума и Вселенной. Под Вселенной понимается не просто скопление звезд и галактик в ночном небе, а те же три сферы, что составляют и человека — физическое проявление (звезды, планеты, все существа и силы, населяющие их, Природа), Вселенским Разумом (общее информационное пространство) и Вселенской Душой (то, что называют Абсолютом, Богом и т.д.).
Путь начинается с исследования и осознания своих индивидуальных особенностей – характеристик тела и ума, далее человек осознает связи своего индивидуального тела с Природой, индивидуального ума и общего информационного пространства, Космического Разума. Вершиной будет выход на уровень взаимодействия индивидуальной души с Вселенской Душой.
Другие школы и традиции, имея одну и ту же финальную цель – полную реализацию индивидуальности, могут сразу начинать и со второго этапа – размышления, логические построения, — и сразу с третьего – устанавливать контакт индивидуальной души с Богом при помощи молитвы.
Аюрведический подход начинается с осознания своих индивидуальных особенностей и потребностей на физическом плане. Во-первых, сигналы тела легче воспринимать и анализировать, во-вторых, тело – фундамент остальных уровней. В-третьих, не все пока остро осознали необходимость контакта со Вселенской Душой, а жить без бед и болячек – желание универсальное.
Учитывая глобальность и серьезность наших целей, этот подход становится еще и более щадящим по отношению к практикующему. Попытки начать сразу с ментальной работы, игнорируя или, еще хуже, вовсе отрицая права физического тела и его потребностей на свою долю внимания и уважения, желание взломать индивидуальным мозгом Космический разум, проникнуть в общее информационное поле и черпать из него бесконечное знание, чреваты совершенно банальным и незамысловатым безумием.
Ещё одно работающее без выходных правило Жизни, — в этом мире всё живое, все элементы наделены сознанием, а живое существо любит к себе уважительное отношение. В этом смысле, молитва как путь внутренней работы даже более безопасен, потому что его непременным условием является развитие соответствующих качеств личности. В первую очередь, смирения и терпения, и не потому что, как кажется воинствующим атеистам, Богу нравится унижать тех, кто слабее и зависим от него, а потому что еще более тонкие и мощные, чем ментальные, духовные энергии разнесут незащищенное дисциплинированным разумом сознание в клочья и под флагом Божественной воли понесутся во все стороны очередные крестоностцы. Разрушительные последствия таких перекосов хорошо знакомы всему человечеству на протяжении всей истории организованной религии.
Аюрведа, опираясь на физическое тело, призвана гармонизировать все уровни, и любое воздействие также пронизывает всю структуру целиком. Работая с живым организмом, Аюрведа всегда держит в поле зрения всю картину целиком, собирая информацию от всех элементов. Поэтому применение аюрведических методов может помочь разобраться в затруднениях в практиках ментальных и духовных, сделать их более гармоничными.
Структура тела в концепции Аюрведы – это динамическое равновесие трех организующих сил, которые называются дошами (движение, инертность и горение), трёх качеств – благости, страсти и невежества, пяти стихий, или первоэлементов, из которых созданы тела всех существ в нашем мире – земля, вода, огонь, воздух и эфир; ум, который выступает как командный пункт, собирая информацию от пяти органов восприятия (глаза, уши, язык, кожа, нос) и определяя функционирование пяти органов действия (руки — манипуляции, ноги — движение, рот – общение, питание, гениталии – воспроизводство, анус — выделение) и эго, сила самоидентификации, которая удерживает все эти элементы вместе, пронизанные единым осознанием Я, от клетки до организма целиком. Есть и более подробная классификация элементов, из которых состоит все мироздание, всего их 24, но это самые основные и близкие к нам.
Как бы ни хотелось уму скатиться в привычные маркировки, нет хороших или плохих, более важных или менее важных элементов, есть либо гармония и развитие, либо хаос и разрушение. Режим дня, питание, образ жизни, внешняя среда – все эти факторы могут или уравновешивать подвижные элементы, или нарушать их природный баланс. Физические и психические процессы в теле не изолируются друг от друга, что позволяет при помощи коррекции на физическом плане устранять проблемы в психике, и наоборот, анализируя психические изменения, замечать проблему до того, как она воплотится в виде болезни того или иного органа. Так, добавляя или убирая из питания определенные продукты, можно скорректировать или заметно изменить деструктивное поведение человека, даже не взывая к его совести, наоборот, сначала создать тот самый устойчивый поддерживающий фундамент физического тела, на котором потом легче и естественнее прорастут благоприятные изменения в уме.
Такое лишённое пиетета отношение к психике и личности человека может стать вызовом для образованных западных людей, воспитанных в лоне бесконечно возникающих всё новых школ и методов психологии и психотерапии, которые приучают благоговейно относиться к своим психическим отклонениям, лелеять и бесконечно ковыряться в своих комплексах, считая это признаком глубокой и сложной личности. Между тем, детально и глубоко разбираясь в отдельных заболеваниях и их причинах, ни одна из школ пока так и не дала ответ на самый важный вопрос, с которым все и обращаются к психологии, – как привести человека к такому состоянию, чтобы его тело и сознание стали источником счастья для него самого и окружающих, а не беспокойства и разрушения.
Аюрведическое восприятие себя сродни мудрому наставнику, который беспристрастно анализирует все характеристики, не принижая их и не восхищаясь, принимает то, что есть, и извлекает из этого максимальную пользу. Уважительно относится к самым незначительным проявлениям, но при этом не теряет из виду глобальную цель. Анализирует происходящее, но не зацикливается на результате в ущерб самому процессу, не приносит удовольствие и радость ежедневной жизни в жертву достижения высших состояний сознания. И, главное, не объявляя свои потребности и цели важнее и значительнее потребностей и даже жизни других живых существ, всей Природы.
Как любая практика, Аюрведа требует веры, решимости и искренности, и, конечно, непрерывности. Разгрузиться «по Аюрведе» после праздничного застолья, «почиститься» для того, чтобы потом снова вернуться к прежним негативным привычкам – стресс для тела и психики ещё больший, чем просто ежедневная рутина неправильного питания, именно такие люди разочаровываются методами Аюрведы и обвиняют их в неэффективности.
Поэтому тем, кто решится добавить в свою жизнь немного гармонии и осознанности, следует начать именно с честности: спросить себя, действительно ли я готов отказаться от стереотипов и представлений, которыми до сих пор руководствовался? Отказаться от потребительского отношения к своему телу, которое должно, как послушная машина, выполнять все мои блажи и капризы? Отказаться от привычки измерять важность и оправданность существования остального мира своей личной выгодой? Готов ли я смириться с положением не Царя природы, который есть «мера всех вещей», а всего лишь, пусть и уникальной, но маленькой частички Природы, существование которой оправдано только её готовностью выполнять свои обязанности на благо всех, благодарно принимать и отпускать всё, что отмерено Судьбой.
Если хотя бы на часть этих вопросов вы уже готовы ответить «да», то изучение типов конституции, приготовление правильной пищи и другие регулирующие принципы Аюрведы не останутся пустой информацией или сектантскими суевериями, а сразу начнут давать свои плоды, оживляя тело и сознание, принося в жизнь радость и осмысленность.
психология веды техники оздоровления