Автор текста — Ольга Калашникова
Практически каждый человек, услышав какой-нибудь ритм или мелодию, испытывает подсознательное желание двигаться, и, кажется, оно заложено в нас природой и существовало всегда.
Первые свидетельства о танце встречаются учеными при изучении культур Древней Греции, Индии и Египта. В эти времена танец, в основном, был частью театрального представления. Но и за пределами сцены люди всегда хотели танцевать.
Именно поэтому появился бытовой (иногда его еще называют социальный) танец. Он, с одной стороны, мог исполняться обычными людьми, не только артистами, с другой, имел фиксированную музыкальную форму и фигуры, что позволяло участвовать в нем одновременно большому количеству человек.
Изучая такие танцы мы, так или иначе, вынуждены погрузится в исторический контекст. Каждое движение определяется тем, кто, когда, когда, почему и где исполнял эти танцы, какие были костюмы и правила этикета.
Далее, рассматривая танец в различные эпохи, мы будем говорить в основном о Европе, так как во-первых, наша культура балов формировалась именно под влиянием Европейской, а во-вторых, именно развитие танца в этих странах оказало наибольшее влияние на балет и другие формы танца как искусства.
То, что люди сегодня знают о танцах Европы в средние века, основывается на музыке, характерной для данного исторического периода, изображениях в живописи и литературе. И хотя до нас дошли названия многих средневековых танцев: кароль, фарандоль, эстампи и другие, практически ничего не известно о конкретных шагах, движениях тела, и взаимодействии партнеров.
Интересным явлением раннего средневековья был «Танец смерти». Нетрудно догадаться, что наибольшую популярность он приобрел во время эпидемии чумы в Европе. Стоит отметить, что в нем с удовольствием принимали участие как представители высших сословий, так и бедняки, как бы подчеркивая, — перед смертью все равны. Танец смерти имел достаточно простые правила: хаотичные движения участников сначала были быстрыми, а затем замедлялись, после чего один из пляшущих падал на землю, изображая, что умирает. Остальные продолжали танец, имитируя оплакивание покойного, после чего лица противоположного пола подходили к умершему и начинали его целовать. «Покойник» поднимался, и все заканчивалось общим веселым хороводом.
Конечно, для нас сейчас описываемое звучит дико, но стоит помнить, что жители европейских стран в те годы пребывали в постоянной депрессии и тревоге, и танцы были своего рода разрядкой, хотя бы на время позволяющей забыть о суровой действительности.
Большое влияние на развитие общественных танцев также оказала церковь, под контролем которой тогда находились все сферы искусства. Христианство видело в танцах, форму выражения низменных сторон человеческой натуры, так как в них был возможен телесный контакт мужчины и женщины.
Отчасти благодаря этому появилось строгое различие между придворным парным танцем и деревенским групповым. Если народный танец оставался импровизацией, то придворный становился все больше регламентированным. В нем уже было жестко ограничено взаимодействие внутри пары: например, кавалер мог касаться запястья дамы только кончиками пальцев, а благородная дама не могла смотреть кавалеру прямо в глаза.
Танцы эпохи Возрождения.
Когда мы говорим о эпохе Возрождения, на ум сразу же приходит Италия. Танец, так же как и живопись,и скульптура, и поэзия здесь в этот период развивался очень активно.
Там впервые появляется профессия учителя танцев. И именно итальянским танцмейстерам мы обязаны первыми, дошедшими до наших дней, теоретическими трудами по танцу — «II Balarino» (1581) Фабрицио Карозо и «Ге Gratie сГАтоге» (1602) Чезаре Негри.
Даже развитие музыкального искусства в эпоху Ренессанса было тесно связано с развитием танца, поскольку почти все крупные композиторы в своих сочинениях ориентировались на танец. Тогда же зародилась тенденция контрастного сопоставления медленного танца-шествия и живого прыжкового танца, которая породила такую музыкальную форму, как сюита.
Самым же распространенным придворным танцем эпохи был бас-данс, его в эпоху Ренессанса называли королем танцев. Это был плавный танец в спокойном темпе. Одна из его форм – павана, представляла собой красивое медленное шествие кавалеров и дам в шикарных нарядах. Ее торжественная музыка хорошо подходила к церемонии открытия придворного бала. Позднее павана по контрасту чередовалась с более оживленными танцами, например, с гальярдой.
Гальярда же — это изначально народный танец с прыжками и скачками, который быстро прижился и среди высших слоев. Основное па гальярды — «пять шагов». Оно состоит из четырёх шагов и прыжка («каденции»), за которым следует позировка. Шаги, прыжок и позировка занимают как раз два полных такта по 3/4. Нередко этот танец превращался в соревнование между танцорами, которые, соблюдая размер, могли импровизировать и придумывать свои сложные фигуры и позировки. Сама Елизавета I называла гальярду своим любимым танцем.
Еще одним танцем-фаворитом королевы Елизаветы была Вольта. Ее танцевали под ту же музыку, что и гальярду, но контакта в паре было значительно больше, из-за чего его даже считали неприличным. Шутка ли, кавалер мог даже поднять даму за талию, и при этом увидеть ее ножки.
Другой популярный танец в эпоху Возрождения – мориско (итал. «мавританский»). Он был непременным атрибутом любого значительного придворного празднества, и возник из романтических воспоминаний о временах господства мавров. Обычно танцоры надевали маскарадные костюмы, привязывали на ноги или руки колокольчики и помахивали платками. Это был танец, состоявший не столько из движений всем телом, сколько из взмахов руками и ногами.