МИР ЗНАНИЯ

Трекинг Вокруг Аннапурны. Часть 4

11 августа. Какбени (2800м)-Эклебхатти-Джомсом-Марфа (2670м) 15 км

Пожалуй, это наименее интересный отрезок нашего пути, поэтому не очень подробно. Покинули такой теплый Какбени, идем по левому берегу Калигандаки, оглядываемся на городок, его долго еще видно, пока дорога не начинает петлять. Река похожа… ну, точно не на реку: какие-то грязные ручейки, растекающиеся по широкой серой долине. Зато, какое солнце! И очень тепло! Есть с чем сравнить!
Еще мы форсировали пару притоков реки, тоже очень грязных и мутных, особенно неприятно было переходить через них, потому что не видно рельефа дна, но вода не холодная. Следы на одежде от брызг так и остались на память. Уже на подходе к Джомсому, километра за 3-4 есть ни чем не объяснимый соблазн уйти по верхней дороге, мы ему поддались (делать это совершенно незачем, кстати). Дойдя до Джомсома, мы так умотались, что я не стала даже фотографировать, да и нечего особенно, если честно. Но оставаться там мы не стали. И еще: именно в этой долине начал дуть сильный ветер, который сопутствовал нам еще дня 2. Я заматывала голову баффом, спасает и от ветра и от солнца. Прошли весь «городок», на подходе к аэропорту указатель показывал на мост через реку на правый берег, мы решили последовать указателю. А навигатор показывал путь прямо, а потом до моста, дальше вниз по течению. Как выяснилось, мы поступили верно, а наши американцы Мег и Брайан как раз послушались навигатора, а моста-то и нет! Они сделали огромную петлю, пришли в Марфу после нас, и мы (это судьба) очередной раз оказались в соседних номерах в одном и том же отеле. Когда мы проходили в районе аэропорта, уже по правому берегу, я все высматривала «здание аэропорта». Надо ли говорить, что его нет? До Марфы оставалось километров 6-7. Неинтересно. Но дошли. Выбрали отель Tanpopo, я специально сфотографировала вывеску, по-другому запомнить точно не удалось бы. Он расположен «по главной улице», недалеко от монастыря. Мы еще заранее запланировали побыть здесь денек, попробовать сильно распиаренного яблочного сидра, сходить на водопад. Почти все удалось, но — завтра! Сегодня сходили в монастырь. Шел сильный дождь, мы сидели под крышей на внутренней галерее. Мир и спокойствие на краю мира… Парень – монах открыл нам вход в храм…

12 августа. Марфа (2670м)

Утром отправились на разведку по окрестностям. Поскольку мы по-прежнему находились в долине реки, то идти можно было или назад, или вперед. Дул ветер, земля высохла после вчерашнего дождя, и очень пылило. Мы собирались на водопад, но пошли дальше – после моста снова по левому берегу Калигандаки в сторону Тукуче. Идея проверить, есть ли там мост угнездилась после приключения наших друзей. В результате прошагали около 4-5 км по живописному хвойному лесу, пока не увидели мост. К сожалению, не взяли с собой даже воды, поэтому повернули назад. К сожалению, потому что, там наверху, маячила еще какая-то деревушка, которая очень манила подняться к себе! Но, не в этот раз, не в этот раз… вернулись в Марфу. Купили местного яблочного и абрикосового сока по 200 рупий за литр. Вкусно! Ветрено и пыльно! Странное место – Марфа. Продуваемое насквозь. Монастырь волшебный, от него открывается вид на всю долину.

13 августа. Марфа (2670м) –Тукуче – Кобанг – Ларджонг –Кохетанти – Калопани (2525м), 17 км

Переходы становились все длиннее, поскольку останавливаться где-то посередине и не хотелось вовсе. Известный путь самый короткий, поэтому до Тукуче буквально домчались, не взирая на рюкзаки. Перешли через тот самый разведанный мост, хотя можно было и продолжать путь по левой стороне речки. Но! По левой стороне, если и были населенные пункты, но явно не работающие на прокорм туристов, так как не сезон. Дилемма: или идешь целый день голодный по трекерской тропе, или по дороге справа от реки через деревни. Мы выбрали второй вариант. Дальше — Кобанг – не самое симпатичное место, как нам показалось. Там интересная пещерка и рядом с ней огромное дерево. Вот и все достопримечательности. Пасмурно, ветер сменился на дождь. В Ларджонге должен был быть мост, но его нет. Мы там пообедали в гесте. Оставаться ну, никак не хотелось, времени было 14.30, пошли в Калопани (хотя не собирались). Путь долгий, срезать не удалось, периодически начинался дождь, в Калопани пришли как гномы в своих цветных дождевиках. Калопани – странное место, где очень дорогие отели, с чего вдруг? Мы остановились в SEE YOU, где снова встретили американцев и познакомились с Кристофом, молодым французом, полностью киношным персонажем. Все бы хорошо, но горячая вода на мне кончилась, не судьба что ли?

14 августа. Калопани (2525м) – Лете – Гаса – Копчепани – Дана -Татопани (1200м), 20 км

И снова мы не собирались идти так далеко, но так уж вышло. Вышли утром около 9 в дождь. Мистично, под ногами мокрая глина и камни. По дороге встретили волов – очень красивые животные! Дорога казалась небезопасной, мы постоянно проходили груды обваленных камней, а поблизости от Гасы (Ghasa)наблюдали натуральный камнепад: на противоположной стороне реки камни сыпались, большие и маленькие, с большой высоты, трудно было оторваться от зрелища После Гасы мы прошли немного по дороге, а потом по разметке перешли через мост на трекерскую тропу (пришлось прямо покапризничать, чтобы затащить туда Алексея). Тропа живописная, постоянно вверх-вниз, а на правой стороне реки – ровная дорога… правда, там постоянные заторы, стройка и грязюка. Так что наблюдали за этим безобразием с другой стороны. Неоднократный путь вверх-вниз по неровным камням, ничуть не напоминающим ступени, сильно вымотал. Поесть было негде, т.е. один гест в Копчепани встретился, но он был закрыт. А на правом берегу реки по-прежнему кипела жизнь! В общем, в районе поселка Дана мы перешли на «сторону жизни» . Так вкусно мы давно не ели! Пришли мы туда около 4, было соблазн остаться и переночевать в Дане, но «пружина» уже была заведена: мы двинулись дальше в Татопани, куда пришли уже в сумерках. Надо ли говорить, что мы вновь встретили всех наших американцев, но в этот день уже мы попрощались с ними насовсем. Грустно. Не знаю, как мы им, но они нам стали друзьями, Роберт, который «из Тексаса» даже приобнял Лешу. С утра они уехали на джипе в Покхару, ну, а мы пока остались.

15 августа. Татопани (1200м)

В Татопани мы провели весь следующий день. Разумеется, посидели в горячих источниках (очень горячих!) прямо на берегу неизменно грязной Калигандаки. Делать, в общем, там было больше нечего. Прогулялись туда-сюда. Договорились с соседями по «отелю» о завтрашнем совместном трипе в Покхару. Хорошие ребята — Саймон и Луиза – немцы. После Непала, кстати, они собирались в Бразилию! Вот такая география путешествий у людей!
Надо сказать, просто необходимо даже, что из Татопани начинается трек на Пунхил с подъемом снова до 3200м. Говорят, там потрясающий вид на все окрестные горы! А теперь, честно, почему мы не пошли: первая причина – мы устали от последних длинных переходов по грязным дорогам без возможности нормально поесть. Вторая причина: мы не хотели вновь встретиться с пиявками. Ну, не хотели! Есть и третья – меня манила Покхара с ее теплом, горячим душем и… кондитерскими! Вот так все тривиально. Сейчас-то мне, конечно, кажется, да, что там, я просто уверена, что надо было пойти! А наш кинематографичный француз Кристоф пошел!

16 августа. Татопани – Покхара (827 м) на джипе

Поскольку рейсовые автобусы не ходили, и позже стало понятно, почему, мы стали договариваться о нашей поездке в Покхару на внедорожном транспорте – местном джипе. Он оказался гораздо меньше наших аналогов (чтобы было понятно, мне там было тесно, я уже не говорю про Алексея и наших спутников, не таких крупных, как Леша, но достаточно высоких), видимо в соответствии с размерами самого местного населения. Договаривались долго и по непонятной мне схеме, но все же, если я правильно помню, за 7 (или 8) тысяч местных рупий нас обещали довезти.
Весь путь до Бени – промежуточного населенного пункта — проходил по ужасающей дороге: она была вся в рытвинах, ямах, покрыта размокшей глиной с глубокими колеями и огромными лужами. Приходилось упираться всеми конечностями в пол и потолок, а также в Лешу и Саймона, между которыми я сидела. Нас подбрасывало на всех ухабах, так что лучше плотно не завтракать накануне. Первые полчаса это довольно весело. В какой-то момент джип впереди нас повело на колее в сторону обрыва над рекой. Как-то не по себе стало, бедная наша спутница Лаура не скрывала своего страха… Мы все вышли и прошли стремный участок пешком, пока джипы пробирались по, казалось бы, совершенно непроходимой «трассе». Пока ехали, ненадолго открылись вершины, которые мы и успели запечатлеть – редкость в это время года. В Бени я купила за копейки связку маленьких бананов. Это было настоящее счастье! Как мало, оказывется, надо для счастья. По мере дальнейшего сброса высоты становилось все теплее, растительность менялась на тропическую (или субтропическую?). На очередном витке дороги вдруг открылся вид на озеро и Покхару. Саймон первый заметил эту красоту и попросил остановиться для фотосессии. Это был вид на сказочную долину из волшебной страны. Как в «Волшебнике изумрудного города». Правда! Когда мы добрались до города – района Лэйк Сайд, оказалось, что в пути мы провели около 7 часов. В городе было непривычно жарко. Снова расставание с новыми хорошими ребятами – Саймоном и Лаурой. Отправились вдоль озера искать отель, в котором Алексей и ребята жили 6 лет назад. Найтингейл он назывался. Нашли не сразу. Зато сразу пошли есть огромные порции мороженого (ещё раз к вопросу о простоте достижения счастья).

16-25 августа. Волшебная Покхара

Путешествие наше планировалось с запасом по времени, поэтому, совершив трекинг вокруг Аннапурны в течение 22 дней (с 25 июля по 15 августа) и оказавшись в Покхаре почти за 2 недели до отлета, нам оставалось только отдыхать и изучать город и окрестности.
Была, конечно, возможность еще отправиться в Базовый лагерь Аннапурны… Это еще один пункт, который отложен на следующий раз, который обязательно, обязательно будет!
Десяти дней отдыха после трекинга даже оказалось многовато. Мы дружно решили, что три дня за глаза хватило бы. Максимум — 5. За это время мы исходили вдоль и поперек весь Лэйк-сайд, что было очень даже приятно.
Главная достопримечательность города, это, конечно, озеро Фева. Красивое, зеленое, но в нем нельзя купаться, о чем приходилось ежедневно сокрушаться, поскольку было жарко, и чаще всего ярко светило солнце.
Через пару дней после прибытия в этот рай мы отправились на Ступу Мира, построенную буддистом-японцем, чтобы везде на земле был мир. Ступа была хорошо видна на другом берегу озера на горе, и, казалось бы, она совсем рядом. Но «нормальные герои всегда идут в обход». Мы стали обходить озеро слева через живописный пригород, по крайней мере, он выглядел как очень красивый коттеджный поселок.. Высота, на которой построена ступа — 1103 м, поэтому пришлось преодолеть несколько крутых подъемов. Нам не привыкать, но из-за жары подъем дался с трудом. Вид сверху на город и озеро открывается потрясающий. Сама Пагода белоснежная, с золотыми статуями Будды, смотрящими на 4 стороны света. Обходить ее нужно по часовой стрелке, босиком. Обратно мы решили вернуться «прямой дорогой»: спустились к озеру и переплыли его на лодке. Нашим лодочником была серьезная тетенька. Так гораздо быстрее! Раз в десять.
В один из дней мы посетили загородный бассейн Дельфин. Наконец-то непреодолимое желание искупаться, постоянно стимулируемое наличием озера, удовлетворено). Возвращались пешком, километров 6-7 всего, по пути нам в подарок открылась гряда Гималайских гор…
Отдельное удовольствие – наблюдать за парапланеристами, которые спускаются с горы на специально отведенную площадку. Есть что-то очень романтичное в этом, для меня лично непостижимое, я думаю, что никогда не решусь на полет. Потому что боюсь не высоты, нет, но ощущения свободного падения. Завсегдатаи нам рассказывали потом, что с этой самой горы нужно наблюдать рассветы и весь хребет, но мы так и не побывали там, так как вероятность того, что он откроется именно в момент нашего присутствия, была невелика. Еще после похода к Ступе мира совершенно не хотелось подниматься вверх в жарком и влажном климате. Зато мы забредали далеко за город, где кончаются дороги, но до края озера так и не дошли.
Практически невозможно было оттащить меня от разных лавочек с местными одежками и сувенирами. Недавно я вычитала, что шопинг – сильнейший антистресс! На мой взгляд, для подарков хороши кашемировые палантины, а также огромные широкие штаны( я купила себе 4 пары), ну и футболки, тоже. А также браслетики, кулончики, брелочки, фигурки божеств. Один только Ганеша приехал в Москву в 3 экземплярах.
Для обедов-ужинов мы нашли индийский ресторан, где я впервые попробовала индийскую кухню, конечно, заходили в кондитерские за вожделенным apple pie, а также нашли местный непальский… не знаю, как назвать даже, закуток, наверное, где довольно вкусно готовила семья, порции очень приличные. Назывался он «Бикрам». и с хозяевами мы за это время практически подружились . Еще мы пробовали уличную еду, местный колоритный фастфуд: такие шарики с начинкой из нутовой муки и йогуртовым соусом и еще чем-то необыкновенным.
Ну, и конечно, кофе! Кофеманы поймут меня! После стольких-то дней воздержания!
За 10 дней мы очень привыкли к городу с его тропическими ливнями, пестрыми лавочками, разноцветными лодками на озере, огромными светлячками – я нигде больше таких не видела! А еще симпатичными коровками, возлежащими на тротуаре, разношерстными туристами «до или после трека». Появилось ощущение, что мы очень долго там жили. Эта атмосфера безмятежности, простоты и красоты мира… (особенно, если есть деньги, но это уже проза). Можно было улететь в Катманду на самолете за 123 доллара. Или даже меньше, причем билет купить дня за 2 , не больше, мы специально прогуливались до аэропорта, интересовались. Исходя из накопленного опыта, билеты на автобус до Катманду мы купили заранее, дня за 3. А накануне сходили проверить наши билеты на автовокзал, и не зря. Потому что все там как-то неоднозначно. Яркой точкой нашего отбытия стала развеселая церемония проводов в армию кришнаитов с песнями под барабаны, которая прокатилась по площади автовокзал , и еще долго мы слышали звуки барабана и песни.
26-29 августа. Снова в Катманду
26 августа мы уехали на автобусе в Катманду. Билет на автобус обошелся в 800 непальских рупий на нос, время в пути около 6 часов, включая остановки, в том числе, на обед. Серьезные пробки нас застали уже в Катманду. Вышли мы в районе Тамеля, это была конечная остановка. Имея на руках навигатор, например, maps.me, которым я все время пользовалась, можно было запросто дойти пешком до нашего отеля минут за десять (мы решили разместиться там же). Но после дороги мы плохо соображали, поэтому взяли такси, которое довезло нас длинной дорогой. В отеле Discovery Inn ничего не поменялось, нас узнали и даже были рады. Но как изменились мы! Я это очень явно почувствовала, прибыв на место, откуда все начиналось…
Вновь прогуливаясь по кварталу, где все знакомо, сравнивала ощущения «до и после». Поняла вдруг, что я полюбила Непал.
Оставалось ещё два полных дня, на следующий мы отправились на самую большую ступу — Боднатх. Мы видели в Непале много Ступ и Гомп, но ЭТА – особенная. Обходить ее надо по часовой стрелке. После очередного витка понимаешь, что вообще не хочется прекращать это движение по кругу. Просто ходить так всю оставшуюся жизнь. Как всегда, словами трудно описать ощущения. Приезжать туда лучше утром, потому что к полудню людей уже становится слишком много.
Во второй из оставшихся дней мы попали в еще одно удивительное место. Я бы сказала, райский уголок. Это Garden of Dreams неподалеку от Тамеля. Это бывшая частная резиденция, она пребывала в запустении некоторое время, потом, благодаря австрийскому правительству, была восстановлена и доведена до совершенства, насколько это вообще возможно. Среди хаоса, пыли и бешеного ритма города здесь можно раствориться в счастливом мгновении. Как в сказке «Снежная королева», когда девочка Герда пришла в волшебный цветущий сад, совсем ненадолго пришла, а вышла уже в другое время года! Если бы не завтрашний вылет домой! Изюминка этого сада — близкие нашему сердцу местные маленькие обитатели. Это бурундучки. Любителям белок и им подобных не нужно объяснять наш восторг и умиление этим полосатым чудом. В день отъезда мы вернулись туда еще раз, чтобы провести качественную фотосессию.
Общий краткий, но совершенно ясный до неоспоримости вывод для меня: если вы не инвалид, если у вас есть немного денег или вы можете их чуть-чуть подкопить — бросайте все, езжайте в Непал. Всё.
Личный опыт по поводу обмундирования и экипировки для такой поездки.
Главное, надо помнить две вещи:
— вы застаете, как минимум, 2 сезона: жаркий тропический и холодный вплоть до снега под ногами наверху. Ну, и дожди, конечно. Особенно, если едете, как мы, летом.
— если вы несете все на себе (без портера), каждые 100 г на счету. Выбирайте легкую одежду, не берите лишнего.
В свете вышесказанного, одежда:
1. Легкая летняя обувь: кроссовки с сеткой или сандалии. У меня были сандалии.
2. Легкие шорты не выше середины бедра (сильно заголяться не рекомендуется), лучше из специальной спортивной ткани, которая легкая и быстро сохнет. У меня были двое хлопковых, они хуже.
Майки-футболки. Всего штуки 3-4 не больше. Тоже лучше dry-fit.
3. Куртка-ветровка – без нее никак. Непродуваемая, водоотталкивающая, но при этом дышащая. Это идеально было бы.
4. Головной убор от солнца. Все рекомендуют шляпу, — чтобы не обгорали уши и шея, — но мне рюкзак задевал за поля, и я была как Незнайка в солнечном городе. Обычно я ношу бейсболки, зря я себе изменила.
5. Носки – сразу лучше трекинговые. Удобные, лучше отводят влагу, быстро сохнут. Мне хватило 2 пар.
6. Белье – спортивное быстросохнущее. Я набрала много, а зря. Трусы (простите за подробность) я сушила на рюкзаке под резинками. Нормально высыхают)
7. Утепляемся. Флисовая толстовка, на молнии удобнее, можно расстегнуть если жарко, лучше с капюшоном – мне заменяла шапку.
8. Бафф («Двойная труба». Из нее можно сделать шарф, шапку или и то и другое одновременно) мне очень нравится двусторонний – с одной стороны флис, с другой специальный трикотаж – как всегда влагоотводящий, быстросохнущий. От ветра просто идеально спасает. Особенно тех, кто как я, опасается за уши.
9. Пуховичок. Легкий и теплый. Не пожалеете, если такая вещь будет с вами.
10. Дождевичок. Не очень легкий. Как правило, не дышит. И, да, вы ни разу не пожалеете, когда такая вещь будет с вами. Более того, когда я его надевала, мне вроде бы и не страшны были никакие природные катаклизмы, как будто это не плащ, а доспехи. У меня под дождевик помещался еще рюкзак, а ведь если дождь, накидка на рюкзак «в комплекте» не спасает его от промокания – проверено. Купить можно в Катманду.
11. Конечно, ботинки, в которых вы будете по горным тропам идти. С учетом снегов. Качественные, удобные, высокие, с жестким носом и голеностопом. У меня были и ботинки, и трекинговые кроссовки. Можно ли было обойтись чем-то одним? Да. Это были бы ботинки. Но внизу жарковато.
12. Штаны длинные, лучше, как всегда, из дышащей ткани. У меня были марки Simond, купленные в Декатлоне, показали себя прекрасно! Из минусов – тяжеловатые, есть модели легче.
13. Термобелье. Спать и поддевать на холод. У меня были только «панталоны», спала в футболке.
14. Леггинсы, они же лосины. Когда в шортах уже холодно или прямо под них можно надеть. Трекерская мода допускает. От возможной экспансии пиявок тоже спасают.
15. Перчатки. Мне пригодились один раз на перевале. Но в более холодный сезон они просто необходимы.
Оборудование и не-одежда:
1 Палки трекерские. Надо. Оказывается, так удобно с ними! До этого похода я сопротивлялась.
2. Фонарик налобный. А вдруг в темноте придется идти над пропастью? Батарейками тоже озаботьтесь работающими.
3. Нож. Хотя мальчики и так всегда берут. А мне надо бы напомнить.
4. Рюкзак – это очевидно, конечно. У меня был 60л+10. Но должен быть удобный и хорошо подогнан. Мне почти удалось постичь чудо настройки этого сложного прибора. Я брала еще маленький рюкзак для радиальных выходов, когда все вещи в гесте. Выбирайте по весу, т.е. из тонкой ткани.
5. Спальный мешок. Нужен хороший с температурой комфорта той, которую вы предполагаете ощутить на маршруте. Имеет значение вес (от него цена тоже сильно зависит). Некоторые из наших попутчиков не брали мешки, а спали под местными толстыми одеялами. Но одеяла бывают сырыми. Один наш мальчик рассказывал технологию засыпания: раздевался, ложился под одеяло и 10 минут дрожал, пока не согревался. Мы так не хотим? Не хотим. Плюс вопросы гигиены: в своем спальнике неоспоримо комфортнее.
5. Сумка поясная «кенгуру» — очень удобная вещь. Там карточка трекера, телефон, схема маршрута, маленькая конфетка, деньги.
6. Очки солнцезащитные.
7. Крем от солнца с максимальной защитой.
8. Медикаменты мы брали с собой такие: болеутоляющие: нурофен, например. Снижающие температуру – парацетамол. Еще колдрекс или аналоги – для быстрого снятия симптомов простуды при необходимости. От боли в горле – аналог стрепсилса купили в Катманду в аптеке. Перекись водорода в карандаше, йод, пластырь, вата. От горной болезни местный аналог диамокса — золамид . Еще у меня был с собой рибоксин — оказывает антигипоксическое действие, я его принимала на высоте, но мне кажется, для меня он имел психологическое действие, как таблетки от страха наступления горной болезни. А также все от расстройства желудка – энтеросгель, смекта, лоперамид, а не дай бог, если ротовирусная инфекция вас не минула – энтерофурил. Нам пригодилось, к сожалению.
9. Советую скачать приложение maps.me на ваш смартфон, если вы еще не пользуетесь, и заранее в месте с хорошим интернетом скачать карту местности, куда собираетесь идти. Тогда через GPS в отсутствии интернета вы будете всегда знать, где вы и куда вам.
10. Прекрасное настроение и жажда открытия новых мест. Это главное!
Мои антирекомендации (что не надо брать, чтобы не жалеть всю дорогу):
1. Хлопчатобумажные походные штаны, да еще с ремнем. Тяжелые, сохнут долго. Не надо. В самолете можно в шортах, или, есть такие легкие спортивные штаны, где легким движением руки брюки превращаются как раз в них.
2. Много х\б носков, трусов, маек. Не пригодились. А место и вес создают!
3. Я потащила крем для лица в стеклянном флаконе. А выбросить жалко!
4. Шампунь в большом объеме. Перелейте в маленький, остальное не берите.
5. Куртка не пуховик (синтепоновая). Весит больше. Места тоже больше занимает. Не берите.
6. Платья.(юбки тоже) А я брала! Я же девочка.
7. Не покупайте широкие индийские штаны до похода. Я еле удержалась! (по совету друзей)
8. Всякие кофточки на всякий случай. Обычно я кладу их в последний момент с довольно дурацкой мыслью «а вдруг будет нечего надеть». Я потащила с собой даже шерстяной свитерок, который, однажды промокнув, не высыхал вообще.
Собрав рюкзак, походите с ним по квартире. Может быть, еще что-нибудь выкинете.