МИР ЗНАНИЯ

Трекинг Вокруг Аннапурны. Часть 3

6 августа. Шри Карка (4050м) — Верхний Кангсар — Як Карка (4050м), 10,5 км.

Утром наш путь лежал через перевал на Як Карку, нам надо было вернуться на маршрут к Торонг Ла. Хорошая протоптанная тропа, туман, мыши. Идем весело, внизу наблюдаем монастырь. Сначала более-менее по прямой, потом все равно начали забираться вверх, но не равномерно, а вверх-вниз. В другое ущелье все же переходим! Всю первую половину пути провели в облаке. После очередного витка (а шли мы пока обратно по долине Марсианджи, только вверх, и мы этого не видели, потому что были в облаке) показались странные домики. Алексей назвал это «зомби апокалипсис», а вообще это был Верхний Кангсар. И правда, жутковато… Полуразрушенные темные постройки в тумане, ни одного человека. Тихо. Вода течет из колонки. Как-то привал не задался, и поспешили дальше.Хорошо, что есть офлайн навигатор в приложении MAPS.ME. Очень рекомендую! Особенно потому, что в скором времени у нас была реальная возможность слегка поплутать, но мы пошли по навигатору и правильно сделали. Как потом узнали, навигатор был не у всех, и трое наших знакомых сделали огромный крюк на этом участке пути. Затем был довольно продолжительный подъем вверх, очень сильный ветер, и вдруг – вот он, мини-перевал. Даже не знаю, на какой он высоте, потому что стартовали мы с 4050 м и пришли потом на такую же высоту. А здесь было сильно выше. Тут туман рассеялся, открылся вид на нужное на ущелье, по низу которого текла река Jharsang Khola. Спускаемся долго вниз к мосту через эту речку, вдохновляет нас вид на симпатичный ресторанчик на той стороне реки (но, как оказалось потом, закрытый). Справа и слева растут очень странные кривые березы! Цвет коры у них с розоватым оттенком, но березы же! Вот и привет из России-матушки. Погрызли мы у закрытого ресторана печеньки, купленные недорого еще в Мананге, вот где они пригодились, запили водичкой и опять вверх! Выходим по холму на плато и потом на дорогу, ведущую на Як Карку. Нас обгоняют наши друзья: бразилец Джованни и кореец Джон. Везде свои! Еще раз мы с ними встретились в этот день позже и снова попрощались. В обеденном зале отельчика в Як Карке – по-моему, он был единственным обитаемым здесь – мы еще познакомились с бывалым немецким трекером Йоганом, он был в Непале раз двадцать, а сейчас собирался на перевал для акклиматизации для похода на Кайлас. Там же была парочка датчанин и немка и двое итальянцев, все подтягивались к перевалу. Мы сходили прогуляться чуть выше по тропе, к Letdar, где встретили нашего Йогана, гулявшего с точно такой же целью.

7 августа. Як Карка (4050м) – Летдар — Торонг Феди (4450м), 6 км.

Утречком по уже знакомой дорожке плавно топаем вверх. Переходим очередную речку, дальше идем по склону горы, она какая-то серая, цветом, как сухой асфальт. Вообще краски непривычные, становится неуютно, потому что все меньше растительности. А серый цвет обнажается там, где осыпается каменная порода. Проходим очень красивый водопад. Мне кажется, по форме он похож на сердце, и, глядя на него, душа радуется. Проходим очень стрёмный мостик. Лёша говорит, давай я первый, и я не вижу логики, я же легче в 2 раза, мне и идти первой. Но всё обошлось. Теперь медленно идем по левому берегу ущелья, везде осыпь из больших и маленьких камней. Пьем чай в маленьком кафе-сарайчике. Чай вкусный, кладём сахар, не жалея. Милые хозяева, смешная собачка, не пожелавшая оставить нам фото на память – только хвостиком вильнула. Начался дождик, дотопали, наконец-то, до Торонг Феди (он же базовый или нижний лагерь перед перевалом Торонг Ла). Такое ощущение, что это конец пути вообще, во всех смыслах: ущелье упирается в тупик, со всех сторон горы, несколько домиков, все почти пустые. Мы останавливаемся в самом первом и шикарном «Thorung Base Camp Lodge». Еще бы!
Внутренний дворик, панорамные окна, и даже симпатичная девушка на настоящем ресепшн, кто бы мог подумать! Бросили вещи в комнате (за 400 рупий) и отправились прогуляться в сторону верхнего лагеря. Сразу от Торонг Феди идет крутой подъем, если стоять спиной туда, откуда пришли, то налево. Шел дождь, текли ручьи, дорожка — она же и русло ручейка из мелких камешков. Идем в дождевиках, впереди видим датчанина и немку. Идут медленно, долго отдыхают. Мы без вещей сегодня, нам легче, но все равно потом теряем их из виду в тумане. Проходим больше половины пути до базового лагеря (всего в длину там 1,3 км), почти до места, где дорога переходит в русло действующего ручья, поворачиваем обратно. Дождь. И снова встречаем Йогана, который тоже умный, делает акклиматизационный выход наверх.
Вечером все, кто не ушел наверх, тусовались в обеденном зале, как раз с панорамными окнами, потому что в комнате, в которой мы ночевали, не было электричества, воды, и (нам отдельно повезло) не закрывалась дверь. Ночью, когда я проснулась, она была открыта настежь, я подумала, что Йети приходил на меня посмотреть. Тут во все поверишь! Ну, не забрал, и слава богу). С нами в гестхаусе два итальянца, Йоган, местный «бард», и еще пришли замерзшие трекеры-непальцы, я думала, местные не ходят. План был завтра дойти до Базового лагеря, там еще побыть день, а потом на перевал. Но получилось по-другому!

8 августа. Торонг Феди (4450м) — Хай кэмп (4850м) -Торонг Ла (5416м) – Чарабу – Муктинатх, 17 км

Это был день с особенным ощущением, следуя которому, накануне я назойливо твердила: «Давай завтра встанем в 5! Или в 6!» В результате, когда, все-таки, мы сами пробудились около 6, выяснилось, что непальцы, Йоган, которого Алексей застал уже в полном обмундировании, — все рванули на перевал, не останавливаясь на ночевку в Хай Кэмпе. Упомянутое в начале ощущение было очень четкое и осознанное – сегодня, 8 августа 2018 года – день для подвига. Я точно знала, что на перевал идем СЕГОДНЯ. Все же по порядку: вышли с Торонг Феди в 7.20 (а это поздно!), большая часть пути вчера была уже вчера отрепетирована, но идти тяжело, подъем не длинный, но достаточно крутой: мы должны были на линейной длине около 1300м набрать высоту 400 м, но настроение о-фи-ги-тельное!. Оглядываемся назад, понимая, что покидаем ущелье и начинаем переход в другой мир. На последней трети пути тропинка куда-то теряется, её закрыла осыпь, и мы идем по тому самому руслу ручья, которым меня так пугал Алексей, начиная с 2012 года. Встретились странные обитатели места – то ли гуси, то ли большие серые утки. По руслу ручья, даже ноги почти не промочив, мы дошли наконец-то до High Camp (4850м). Весь подъем занял 1 час 15 мин. Мне показалось, что здесь достаточно уныло – все серое, мокрое, никого нет (все же ушли на Перевал!) Только гуси и одинокая мышь пробежала. Посидели. А времени-то, времени всего полдевятого! Понятно, что убедить меня остаться здесь до завтра не было шансов, только прямой приказ, да и то вряд ли.
Я много слышала от Алексея, и поэтому страшно боялась первого подъема «свечой» сразу от хай кэмпа по пути на перевал. Товарищи, дорогие! Ну, какая свеча! Я смеюсь вам в лицо! Подъем как подъем, тяжелый, да, потому что высота большая, ну, и иди себе потихоньку, дыши. У меня получалось два коротких вдоха и один выдох, по-другому не хватало воздуха. Всего путь от лагеря до перевала 3, 8 км, серая порода, извилистый путь, периодически открывались окружающие нас заснеженные вершинки. Красота! Хорошие условия для подвига! Через каждые, наверное, метров 50 — желто-белые палки, размечающие маршрут. Это очень здорово, особенно при плохой видимости, потому что ты идешь, как в советском мультике про «Дудочку и кувшинчик»: одну ягодку беру, на вторую смотрю, третью примечаю, четвертая мерещится… Только вместо ягодок – столбики! Это очень успокаивает, когда видишь, куда тебе дальше топать, потому что ты становишься немного странный, не совсем адекватный. Иногда налетал туман, и становилось таинственно и жутковато даже немного. Казалось, мы идем уже очень долго, за 860 м до перевала (как показывал навигатор) перекусили печеньками с арахисоваой пастой, потом вышли к какому-то полуразрушенному домику, но это был не перевал. Еще прошли 10 минут, в течение которых я стала почти всерьез думать, что никакого перевала и нет вовсе. Но, вот он! 5416 метров над уровнем моря! Ура! Мы там одни, осознать свое безграничное счастье мешает только странная голова. Самое время признаться, что я вообще не была уверена, что СМОГУ дойти сюда. Главное, верить в себя!
На перевале мы оказались примерно в 11.50. Вдруг почувствовали холод, после фото с табличкой и пирамидой из буддистских флажков начали бестолково (по крайней мере, я) одеваться. Пошел крупный снег с ветром. Понятно стало, что пора валить отсюда. Прискакала какая-то румынская парочка со стороны Муктинатха, которая нас и сфотографировала (а мы их), потом быстро убежали туда же. Ну, и мы двинулись. ПО ПРАВОЙ тропинке. Вспоминая тогдашние свои чувства, хочу еще раз подчеркнуть, что их мало с чем можно сравнить. Это и счастье, и гордость, и ощущение причастности к прекрасному миру, и волшебное ощущение живой природы, гор, камней, духов, Йети и… не знаю кого еще, но эти там точно есть. Жизнь разделилась на «до и после». Это не фигура речи, а бледное описание моего состояния, которое теперь останется со мной навсегда.
По мере спуска (вниз — не вверх, колени только бережем) перед нами открывалась сказочная долина по другую сторону перевала. Скидывали высоту, становилось теплее, легче и веселее — все одновременно. Справа и слева мы видели потрясающей красоты ледники глубокого бирюзового цвета, к сожалению, фотографии этого не передают. Нам предстоял более чем 9-километровый путь вниз (мы решили, что в реальности он гораздо длиннее). Навстречу нам поднималась кампания грузовых осликов, я устроила им фотосессию. Мы долго любовались горами впереди, тонущими в облаках, похожих на подсвеченные взбитые сливки, пока сами не вошли в зону облаков, а по виду, в обыкновенный туман. К этому моменту уже ожидалось в ближайшее время встретить какие-нибудь домики со съедобностями, которые, по Лешиным предсказаниям, должны были показаться «вот-вот». Но, нет! Продолжаем идти долго-долго. Есть даже не хочется, только потуже затягиваем пояса рюкзаков. Наконец, впереди и внизу справа видим несколько домиков, идем на воле к победе. Таких вкусных момо (местные пельмешки с разными начинками), кажется, мы раньше не ели! Времени было уже почти 16 часов (с перевала ушли в 12).
Потом, практически уже на автомате, мы шли по ровной каменистой дороге до моста. Вдалеке паслись яки. Идиллическая картина! Цель нашего сегодняшнего пути, Муктинатх не виден из ущелья, из которого мы спустились с перевала, все это время мы видели селеньице Джонг, а Муктинатх находится через речку за горой слева. Туда и пришли, наверное, уже около пяти вечера. Алексей рвался в отельчик, где они останавливались 6 лет назад, но, когда мы проходили по единственной улице мимо культового «Боба Марли», с балкона нас радостно окликнули все наши друзья по треку – две американские пары Мэг и Брайан, Роберт и Лесси, бразилец Джовани и южнокореец Джон, немец Олле. Они махали нам с балкона, и мы, конечно, к ним присоединились. Позже, в том самом отеле, куда хотел пойти Леша, мы встретили и Йогана. Эти люди стали нам как родные, ведь ничто так не сближает, как общие переживания. Праздничный ужин по поводу «взятия перевала» состоялся. Мы даже участвовали в беседе, ну, как смогли. На следующий день мы зашли в контору Чек-поста отметить наши карточки трекеров. До сих пор не знаю, почему мне не дали медаль?

9 августа. Муктинатх(3800м)

Мы решили остаться в Муктинатхе на один день, чтобы обойти достопримечательности и отдохнуть. Непривычно тепло и напрочь отсутствуют все симптомы от высоты, поэтому есть некое состояние эйфории от «легкости бытия». Отель «Боб Марли» прикольный, мне показалось, стильный, там можно не платить за проживание, если ты там завтракаешь, обедаешь и ужинаешь.
В меру вкусно, надо сказать. Такие условия часто встречаются в лоджах (гестхаусах) на треке, потому что еда достаточно дорогая.Утром первым делом идем к золотой статуе Будды, возвышающейся «над городом». Смотрим сверху, как наши попутчики Джованни, Джон и Олле покидают Муктинатх… Такие разные и такие уже свои все. Они нас не видят, мое сердце грустит… Затем идем в банк, менять деньги на рупии. На всякий случай – после Катманду это первое место, где можно поменять деньги. В Мананге нет банка! Чуть не забыла паспорт в ксероксе, вот было бы весело. Отправляемся наконец-то в Парк всех религий, про который я тоже слушала рассказы Алексея все эти 6 лет. Место очень интересное. На одной территории собраны храмы всех религий. Но… Все-таки расскажу. Наш знакомый бывалый немецкий трекер Йоган , когда мы , еще в Як Карке беседовали про путешествие по Эту сторону перевала, сказал, что Муктинатх для него – как Диснейленд, а вот Кагбени… В общем, это преследовало меня во время посещения Muktinath Temple, мешало страшно. Мы обошли всю территорию, на меня произвело впечатление посещение одного маленького буддистского монастыря, который нам открыли с готовностью и очень дружелюбно. Еще там чуть выше черная статуя Будды, тоже огромная. Очень символично, что золотая скульптура стоит на холме с одной стороны деревни, а Черный Будда, тоже на возвышении – с другой. Позади храма Вишну из холма Муктинатх бьют 108 ледяных источников, если пройти под всеми, освобождаешься от всех грехов. Под 108-мью источниками в этот раз не прошли, я слегка простудилась, и решила, «может быть, завтра». Сидели просто рядом и смотрели. Хорошо! Прошла по кругу, намочила правую руку. Завтра мы ушли из деревни, «завтра» это не случилось, поэтому у меня осталось незаконченное дело. Я и так знала, что вернусь сюда, теперь появилась еще одна причина. Оказалось, что за полдня мы побывали везде и уже вечером решили на следующий день идти дальше.

10 августа. Муктинатх(3800м)-Джаркот-Кинга-Какбени (2800м), 9 км

Из Муктинатха можно пройти туристической тропой через Джонг и выйти на Джаркот и дальше, по дороге в Какбени. С утра шел дождь, в отличие от вчерашнего солнца, мы решили пойти по дороге. Тем более она там удивительная: абсолютно ровный идеальный асфальт – «дорога для джипов», я бы добавила слово «мечта», потому что больше нигде такой дороги я не видела. Предполагаю, что будет еще. Поскольку активно роют и копают на протяжении всего пути вниз.
Бодро шагаем по ровной дороге «под горку»! Для нас это тоже мечта. Ближайший населенный пункт справа от дороги – Джаркот. Он еще сверху заинтересовал нас какой-то странной наклонившейся глиняной башней. Все это сильно напоминало заброшенный заводик или стилизованный полуразрушенный коровник. Когда мы дошли до поворота на него, невидимая сила потащила меня туда, по грязи и по… ну, в общем, коровы и овечки тоже отметились знатно. Леша честно сопротивлялся и все время спрашивал: «Галочка, а ты уверена?». Я почему-то была уверена. «Вот как живут настоящие непальцы, если их не трогать». Мы, конечно, уже видели домишки из «каменного века», но тут мы попали в средневековье. Ощущения декораций не было, потому что это все настоящее, и это ощущалось. Мы попали случайно на какое-то сборище местных жителей, на нас не обращали внимания (а мы привыкли, что все улыбаются, зовут чай пить, и т.д), не тут-то было! Вблизи полуразрушенная глиняная башня оказалось полуразрушенной глиняной башней. Я думала, что после перевала нас уже ничто не удивит, но Джаркот удивил, впечатление такое… сильное оставил… Ну, а мы, выбравшись из э… грязюки, снова вышли на идеальную дорогу на Какбени. Пейзаж сильно отличался от крутых узких ущелий «доперевального» пути, тут все по-другому – тепло, просторно, как-то менее сурово, что ли. У Какбени асфальтовая дорога и закончилась, хватит пока, с непривычки мы отбили подушечки пальцев стоп, пришлось разминать. Какбени расположен на пересечении двух рек. Здесь мы впервые встретились с Калигандаки, в которую втекает Jhong Khola. Кстати, в Какбени лучше входить по дороге, сделав малюсенький крюк влево, а не ломиться сразу вниз и направо огородами (в прямом смысле), как некоторые.
«Городок» чудный, есть в нем что-то, не похож он на другие, как будто здесь у тебя заканчивается очередной этап путешествия, и начинается совсем другой. Мы побродили там немного в поисках подходящего отеля. Как обычно, многие были закрыты. На пороге одного из них Леша сказал мне, заглянув за угол: «Ты отойди, там… коррида!» Я не поверила, но отошла. И, правда, из-за изгиба улицы выбежало несколько мелких коров, погоняемых прекрасной пастушкой. Гестхаус себе нашли прекрасный, уютно, виды из окон, очень вкусно готовят, горячий душ. Называетcя Shangri La, рекомендую. Расположен почти сразу при входе в деревню, если идти по дороге. Этим же вечером, 10 августа (как же медленно там текло время!) мы, рискуя вернуться в потемках, что почти случилось, посетили ближайшую деревню Тири. Путь туда прикольный, по дороге вдоль скалы с одной стороны и речки Калигандаки с другой. С речкой я не подружилась, потому что она: а) о-очень грязная и темно-серая, как будто нормальной краски нет, и кисточку помыть негде, б) распластанная паутиной по руслу , по крайней мере в этом месте, выглядит как и не река вовсе. Она не виновата, конечно, рельеф такой: долина реки очень широкая. Она, речка, нам потом отомстила, но об этом потом. Около моста есть место, где одна грязная речка впадает в другую (это видно, потому что оттенки грязных цветов у них разные), так вот, там расположена милая беседка «для созерцания». Еще оттуда видно, как смыло часть «набережной» и кусок берега, на котором стоит монастырь. В сумерках вернулись, захотелось в светлое теплое помещение, хотя не холодно было. Ну, и поужинать. Готовят и впрямь очень вкусно, старая школа. С утра решили сходить в монастырь и прошвырнуться «по трущобам». На территории монастыря сохранилось древнее глиняное здание (покрашено терракотой). В храме за «партами» сидели дети, внутрь мы заходить не стали. Во дворе гуляла фотогеничная коза (или овца?). В целом ощущение очень светлое. По трущобам полазили немного, попали в частный двор, нас вежливо попросили убраться. Снаружи, особенно с другой стороны реки накануне выглядело очень колоритно. Ну, вот и все. Снова в путь. Теперь вдоль Калигандаки. Собирались сегодня дойти до Джомсома, а дошли до Марфы.