МИР ЗНАНИЯ

Чар Дхам: путешествие к четырём гималайским вершинам. Бадринатх.

Обитель Аади Бадри.
Неподалеку от границы с Китаем, на высоте около 3 200 м над уровнем моря, в тени горы Нилкантх, на правом берегу реки Алакнанды раскинулся паломнический Бадринатх, северный из Чар Дхам. В сезон Бадринатх посещают миллионы пилигримов с целью получить благословение в главном храме Бадринараяны. Легенда о рождении в этом месте риши Нара Нараяны упоминается в Падма, Сканда и Бхагавата Пуранах. Считается, что в их форме на землю снизошел сам Вишну. Обычно изображаемый лежащим в полусне Вишну, в Бадринатхе предстает в медитативной позе лотоса. Согласно одной из легенд, здесь он предавался глубокой медитации на благо всех живых существ. Лакшми, восторженная самопожертвованием своего супруга, приняла форму дерева Бадари, укрыв медитирующего Вишну от солнца в тени его кроны. В честь этого дерева Бадринатх и получил свое название.
Поэтому Шри Бадринатх является одним из четырех святых вайшнавских мест наряду с Пури, Рамешварамом и Дваракой. Бадринатх называют также землей медитации и покаяния, или небесами на земле. Первое упоминание о Бадринатхе относится к 9-му столетию нашей эры, когда он был воспет в гимнах святого тамильского певца (альвара) Тирумангайявара. Известно, что эти места посещал Ади Шанкарачарья. Считается, что именно Шанкара установил процедуры богослужения, применяемые в храме и в наше время. В средние века храм был переделал под буддийский, Будде здесь поклонялись как Бадринатх-джи, девятой инкарнации Господа Вишну. Тапта кунд – священный горячий источник, обладающий целебными свойствами, находится чуть ниже храма Бадринараян. Традиционно перед посещением храма, паломники омываются в этой огненной кунде. Вода столь горяча (55*С), что войти в нее комфортно можно только ранним утром, около 4-5 часов утра. Хорошего эффекта можно достичь, если после отпаривания в горячем источнике, спуститься несколько метров к бурной Алакананде и окунуться в ее воды, держась за страховочную цепь. Тысячи игл вонзаются в распаренное тело, чакры начинают интенсивно вращаться — тело переполняет прана. После этого нужно опять погреться в кунде и затем снова в Алакананду, повторив процедуру 2-3 раза вполне можно надеяться на просветление, и чтобы закрепить очищающий эффект, далее необходимо проследовать в храм на даршан.
Шри Бадринатх мандир был основан, согласно Сканда Пуране, около пяти тысяч лет назад в конце Двапара Юги — начале Кали Юги. С наступлением века Кали (века деградации моральных устоев и дхармы), Господь Вишну в облике Нары и Нараяны покинул Бадринатх, оставив вместо себя свое Мурти, проявив его из черного камня шалаграма. Сам Брахма установил Божество и стандарты поклонения, сказав, что в летние месяцы Ему будут поклоняться люди, а в зимние – Дэвы, и этому правилу следуют и по сей день. Когда в начале зимы жрецы закрывают храм, то оставляют в алтаре масляный фитиль после последней пуджи. Вернувшись же весной через шесть месяцев, они видят его все еще горящим, а также множество других признаков (свежие цветы, сандаловая паста и т.п.), указывающих на то, что поклонение продолжалось Дэвами во главе с Нарадой муни. Сам Вишвакарма (зодчий полубогов) помогал в строительстве храма. Четырехликий образ Нараяны прекрасен в позе медитирующего аскета (падмасане), украшенный короной из бриллиантов и золотым зонтиком, символизирующим дерево Бадри. Он сидит в окружении божественной свиты Шри Бадри Паньчаяты — Нары и Нараяны, Девариши Нарады, Лакшми, Ганги, Шридеви и Бхудеви, Куберы и Ганеша, Гаруды и Уддхавы. За алтарем находится древний Шивалингам, оставшийся с тех времен, когда здесь медитировал Шива еще до прихода Вишну (об этом рассказывается в Сканда Пуране). В какой-то момент истории поклонение в храме было остановлено. Что именно послужило причиной этого, доподлинно не известно, но мурти Господа Нараяны исчезло, поклонение прервалось, и никто не знал, где оно находится. В восьмом веке в Бадрикашрам пришел великий святой Ади Шанкара – философ и реформатор, благодаря которому началась эпоха возрождения дхармы по всей Индии. Он нашел Мурти Бадри Вишалы в Нарада Кунде и восстановил поклонение Вишну, с тех пор божеству поклоняются брахманы из рода намбудари родом из Кералы.
Ворота на территорию маленького храмового комплекса носят имя Симха Двара (Врата Льва, в честь одной из инкарнаций Господа Вишну как Нрисимха Дэва, божественного льва), а в центре расположен храм высотой 15 метров, построенный в стиле древней традиции мугхал. Внутри храма три помещения: гарбхагриха (тайные покои) — непосредственно алтарь, в котором и находится Божество, даршан-мандапа (зал благословения) – здесь проводят пуджи и служения, и сабха-мандапа (общая зала), откуда лицезреть Господа могут все паломники, пришедшие на даршан. По периметру храма располагаются ниши для медитации, там находятся фигуры Шанкарачарьи в окружении четырех главных учеников и других святых, на стенах висят фотографии йогов, достигших совершенства в своих практиках. Пик Нилакантха 6597 м., названный в честь Господа Шивы, является самым мистическим в округе. Именно там до сих пор пребывает в медитации (еще со времен Иисуса Христа) легендарный Махаватар Бабаджи, давший миру традицию Крийя-йоги. Неподалеку находится другое легендарное место – пещера мудреца Вьясадевы, Вьяса Гуфа, где величайших из мудрецов записал все Веды и Махабхарату с помощью Ганеши, ведь кто другой, кроме покровителя учености и благих начинаний, был способен записать такое большое количество шлок. В предыдущие эпохи необходимости записывать знания не было, умы людей были достаточно сильны, чтобы удерживать любой объем информации. Одним из признаков деградации в век Кали считается ослабление памяти, поэтому перед началом Кали Юги мудрец Вьяса разделил всё знание на четыре Веды, а потом дополнил и объяснил их множеством дополнительных писаний, в том числе и Махабхаратой.
Их сотрудничество, кроме самих трудов, оставило и другой след – чтобы не прерывать мудреца, Ганеша, в какой-то момент утративший перо, незамедлительно отломал себе один из клыков и продолжил записывать, из-за чего его теперь изображают Экадантой. Когда же Вьясадеве требовался перерыв на ежедневные молитвы, он диктовал Ганеше запутанные шлоки, называемые Вьяса-куты, загадки Вьясы, и пока Ганеша расшифровывал их смысл, мудрец успевал выполнять свои ежедневные обязанности.
Описанные в Махабхарате братья Пандавы тоже побывали в этих местах, когда отправились в свой последний путь в поисках Сваргароханы, путь в небеса или Сварга-локу. Дорогу им преградила бушующая река Сарасвати, и Бхима отломил часть скалы, создав мост через ущелье, сохранивший до сих пор и свою форму, и имя – Мост Бхимы.
Созерцание бурных вод Сарасвати помогает осознать величие Бадринатха: так же, как река несёт свои воды, пробиваясь сквозь скалы, божественная энергия Бадринатха сквозь тысячи и тысячи лет несёт неизменное благо каждому, кто пришёл сюда.
путевые заметки