МИР ЗНАНИЯ

Уединение в горах Тянь-Шань. Александр Зуев.

День первый.

Увидел долину ста озер, стал снимать на камеру.
Николай Иванович, мой проводник, показал возвышенность. Зайдя на возвышенность, я увидел полуразрушенные туры (камни, сложенные в виде пирамиды), сделанные когда-то монахами, пришедшими из Тибета. Последний раз тибетцев Николай Иванович видел здесь в середине девяностых годов. По ощущениям место приятное, видно долину. Это место я решил посетить еще раз, после своего десятидневного пребывания в горах.
Николай Иванович довез меня до места назначения и отправился в обратный путь, я остался один на один с окружающей меня природой. Взяв рюкзак, пошел искать место для стоянки. Пока шел, строил небольшие туры, по ним можно определить, где находится моя стоянка. По другую сторону долины увидел гору, напоминающую человеческое лицо, назвал гора Будды или Кайлас.
Нашел место для палатки, расположился, вокруг тишина, аж звон стоит в ушах.
Ночь. Сегодня полнолуние, луна появилась над горами. Исполняю спонтанный танец луны.

День второй.

Утро тихое, солнышко мягкое. Как всегда, выполнил цигун, потаскал камни для заграждения от ветра.
Разделся и хожу голым, ибо вокруг ни одной человеческой души — «сливаюсь с природой». Днем появилось четкое ощущение перестройки организма к условиям данной местности, все-таки высота была около 4200 метров над уровнем моря. Чувство «Я» стирается в окружающем меня мире. Тут, в принципе, два варианта: либо противопоставляешь себя природе, и тебя раздавит на физическом и психическом уровне, тогда и дня не проживешь на этой высоте (начнется горная болезнь), либо придется растворить свое «Я» в Дао, учась жить в соответствии с его законами. Всегда есть выбор. Еще нужна цель и техники для достижения цели и понимание, для чего ты это делаешь.
Днем поспал, съел три абрикоса, сильно есть не хочется, поэтому горячую еду не принимаю второй день. По наставлению Николая Ивановича съедаю один зубчик чеснока в день.

День третий.

Открываю глаза, по палатке мягко стучит дождь, наверное, моросит. Ночью в палатке было тепло, можно сказать, что выспался. Открыв палатку, вместо дождя обнаружил снег, горы в снегу, низкие облака. В шортах, шлепках и ветровке иду умываться по снегу к небольшому озеру. Пробую представить, как странствующие самураи в шлепках ходили по зимней Японии.
Решил побыть самураем. Через 20 шагов стопы ощутили холод, не теряю дух, «я же самурай» (совсем охренел). После цигуна занялся перестройкой алтаря.
Во время работы возникло ощущение «живого камня». Определял состояние камней по возникающим в теле ощущениям в момент прикосновения с камнем. Днем облака разошлись, выполнял упражнения, на скорости пока не получается, но приток силы уже начинает чувствоваться.
Под вечер появились тучи, не спешу залезать в палатку, двигаюсь, а то можно замерзнуть. Основной фронт с дождем очень красиво прошел стороной. Кстати, тучи пошли в направлении ребят, которые ушли другим маршрутом, стало весело, как представил их выживающих первый раз в горах.
Ночь.
Ночью разбудила тишина, вылез из палатки. Над горами поднялась луна. Выполнил упражнения по набору лунной энергии, пошел спать.

День четвертый.

Даже не было возможности представить себя самураем в это утро. Оделся потеплей, высунул голову из палатки на улицу, — и сразу высокогорная реальность в виде холодного ветра, ударившего мне в лицо. Великолепно.
При таком ветре цигун прошел быстро, почти незаметно. Первый раз за эти дни принял горячую пищу. Отварил рис, сил стало больше, пошел таскать камни. Выпавший снег вперемешку с дождем подгоняли меня, чтобы я особо не мечтал. Реальность.
Вечером поел талкан (талкан – это обжаренные и очищенные зерна пшена, пшеницы и кукурузы, которые толкут в ступе, а затем просеивают. Готовый талкан тщательно растирают со сливочным маслом, пока масло не впитается. Талкан можно смешивать также со сметаной, молоком, бульоном, водой или сырыми яйцами). Целый день хочется спать.
1 августа, лето! – нет, новый год! Снегу намело, осталось слепить снежного Будду.
Слепил Будду, снег перестал идти, выглянуло солнце. Взял камеру, пошел снимать. Как всегда понесло, сначала дошел до одного намеченного места, потом подумал, а почему не пойти дальше, и пошел. Поднялся на возвышенность, под которой разбил лагерь, мысли ушли, открылись снежные вершины гор и закат. Спускаюсь к палатке. Мой Будда, слепленный из снега, сидит без головы, голова лежит рядом. Я на грани прозрения.
День получился интересным. Если утром ходил, как неприкаянный, хотелось спать, то днем больше работала эмоциональная сфера, под вечер вынесло на новый уровень, появилась легкость на физическом и эмоциональном уровне, словно что-то тяжелое сбросил с плеч. Возможно, отпала мишура привязанности к долине, где живут люди. Готов странствовать. Пришло понимание, что природа обучает, как учитель по боевым искусствам, бросая ученика в крайности, укрепляя дух и физическое тело, а конечная цель для ученика — стать самим собой.

День пятый.

Утро выдалось солнечное, снег вокруг палатки растаял, опять поиграл в самурая. Дал себе отдых, хотел спать — спал, хотел есть — ел. Вечером увидел орла, он кружился над соседней вершиной, я взял камеру и пошел в том направлении. Поснимал камни, присел полюбоваться долиной и горами, увидел архаров. Почуяв меня, архары помчались через долину в горы, это было мое первое знакомство с ними.

День шестой.

Во время выполнения утреннего цигуна увидел архаров в метрах 500 от меня. Они смотрели на мои нелепые позы и, наверняка, по-своему удивлялись.
День. Ношу камни, услышал зов архаров, опять пришли посмотреть, что я делаю.
Вечером снова забрался на свою вершину, очень красивый вид там, наверху, только постоянно ветрено. При спуске вниз опять увидел архаров, в этот раз они были недалеко от палатки. Так, в течение дня я три раза встречался с архарами.

День седьмой.

Днем посвятил себя тренировке, а вечером опять пошел дождь, сижу в палатке. И кто там гневит небеса? В палатке пришел стих:
Скомканная грусть,
Пеплом по тропинке
Убегает в горы,
Ну и пусть

День восьмой.

В течение ночи я меняю положение тела. И утром, когда проснулся, забыл, что поменял положение тела, и полез в тамбур, чтобы надеть кроссовки, но открыл не тот тамбур, где стояли кроссовки и горелка, а тот, где было пусто. Первое, что пришло мне в голову, когда открыл пустой тамбур: «суки, сперли». Я представил, как еще несколько дней буду здесь находиться без горелки и кроссовок, и только через некоторое время, когда окончательно проснулся, понял, что открыл не тот тамбур.
В эту ночь, как и в предыдущую, испытывал страх. Кто-то приходит, посмотрим, что будет дальше.
Днем ходил к водопаду, но так и не искупался в нем, ледник преградил дорогу, я не захотел рисковать, окунулся в речке. Вообще в горах я постоянно окунаюсь в горные речки, но здесь очень ветрено и прохладно…
Вечером снимал закат со своей вершины, продрог, ветер был очень сильный.

День девятый.

Если 5 августа я бродил по горам, то 6 августа из-за дождя я просидел в палатке. Растяжка, медитация и массаж — вот чем можно заняться во время дождя.

День десятый.

Последний день моего затворничества в горах, завтра приедет Николай Иванович, и вместе с ним спустимся в долину, к людям.
Размышление.Когда сидишь в палатке, и дождь стучит по тенту, непонятно, где найти тишину, к которой надо привязать свое внимание во время медитации. И только через какое-то время понимаешь, что тишина находится между каплями дождя, падающими на тент.

День одиннадцатый.

Мы встретились с Николаем Ивановичем в том месте, где договорились перед моим уходом в горы, а затем я отвел его на свою стоянку. Потом я попросил его еще раз съездить туда, где были выложены буддистами туры, и только после этого мы спустились вниз. Так закончилось мое затворничество в горах.
Кто еще ни разу не оставался один на один с природой, не спешите уходить надолго. Начинайте постепенно, сначала попробуйте суточный режим, потом уйдите на трое суток и так доведите до 10 суток пребывания в одиночестве. Такая практика особенно ценна для тех, кто устал от шума и суеты, но смысл и пользу приобретет от этой практики только тот, кто знает, что он хочет получить от этой практики. Не берите развлекательных книг и всевозможных игр, ибо это только отвлекает. Удачи!