МИР ЗНАНИЯ

Горный трекинг до Манараги.

С огромной благодарностью к своему другу и учителю Александру Зуеву, который открыл мне мир любви к горам и походам, к практикам цигун и путь к себе.
ГОРНЫЙ ТРЕКИНГ ДО МАНАРАГИ ПО ПРИПОЛЯРНОМУ УРАЛУ, С ВОСХОЖДЕНИЕМ К ПЕРВОМУ ЗУБУ ГОРЫ 1-9 августа 2013г.
Часть первая: почему Манарага; новая мифология Сергея Алексеева; собираюсь в поход.
В глухом российском Приполярье, в Национальном парке Югыд-Ва на территории республики Коми, стоит мистическая гора Манарага (1663 м). Ее по праву называют Царицей Урала и считают самой красивой вершиной Урала. Манарагу невозможно спутать ни с одной другой вершиной по причине ее уникальной, самобытной формы: она представляет собой рассеченный гребень, состоящий из 7 огромных пиков, которых называют «жандармами» или «зубьями», а вершина похожа на крепостную стену с башнями и бойницами, которые расположены амфитеатром. Помимо крепости гора напоминает собой медвежью лапу, развернутую когтями к небу. С языка коми Манарага переводится как «семиголовая» («Сизимъюра», коми «сизим» — семь, «юр» — голова) или «многоголовая» (коми «уна» — много), с ненецкого — «медвежья лапа» (ненецкое «манна» — передняя лапа медведя, ненецкое «раха» — подобный). Необычная форма горы, удаленность от населенных пунктов и суровый климат этого горного района придают Манараге таинственный, мифический облик.
Начитавшись художественных романов Сергея Трофимовича Алексеева, в частности, серию «Сокровища Валькирии», где автором красиво подаётся идея микса нашего современного мира с миром сказочным, волшебным, я загорелся сходить в походы по горам Урала и дойти до сакральной горы Манарага, что находится на Приполярном Урале. В этих романах очень хорошо описано автором присутствие волшебства, битва чёрных и белых сил, показывают отношения и связь людей с Богами, аккуратно подаются ключи к тайнам родного русского языка, подводят к традициям русского боевого искусства, миру знахарей. Я не стал, как многие, заправским алексеевцем, но идеи, предложенные автором, зажгли внутри меня тогда много новых вопросов и желание найти ответы на них. Сергей Алексеев связал легенду о существовании Северной цивилизации с загадочной вершиной Приполярного Урала. Главному герою его книг необходимо было попасть на гору Манарага и найти в недрах подземную цивилизацию гоев-гиперборейцев. Автор предложил свой вариант перевода и происхождения топонима Манарага: МАНА-РА-ГА, манящая к Солнцу, заставляющая двигаться к Солнцу (га — путь, движение в переводе с санскрита, отсюда трактовка фамилии Гагарин! Алексеев пишет, что не случайно первым космонавтом Земли стал Юрий Алексеевич Гагарин. Га-га-ра! Двойное, усиленное движение «га» к солнцу Ра! Птица гагара! (И таких примечаний у автора много; когда начинаешь сам копать в этом направлении, то открывается целый пласт, который раньше и не замечал. Наш язык сохранил в себе много ключей, и их аккуратно надо подбирать к тем замочкам, которые сохранились для нас, как бы ни пытались уничтожить наш образный язык). Другой вариант толкования — Солнечная Гора, Гора солнца.
Гора Манарага для восхождений не слишком экстремальна: всего-то 1663 метра над уровнем моря. Да, и категория трудности простейшая — от 1Б до 2Б в зависимости от сезона и выбранного маршрута. Вроде бы, пустяк даже для новичка, не говоря уже о профессионалах горного туризма. Но… ошеломляет тот факт, что далеко не каждый профессионал способен взойти. Гора элементарно «не пускает».
Во многих источниках можно прочитать интересные факты о Манараге, отчёты и рассказы туристов, легенды местных оленеводов повествуют о многих загадочных явлениях, которые нельзя объяснить логикой или наукой. В этих местах сохранилось что-то тайное, может, те знания которые многие искатели сейчас ищут, чтобы наладить утерянную связь с предками, с родными Богами.
Вот так, очаровавшись после прочтения серии книг С. Алексеева и открыв для себя новые окошки для поиска знаний, я и собрался на Манарагу. Естественно, я понимал, что скорее всего, путешествуя в группе, никого не встречу и ничего не найду из материального проявления, но точно знал, что прочувствую многое на энергетическом уровне в этом пути, найду ответы на какие-то вопросы и задамся новыми вопросами для себя.
А началось всё с того, что мой друг и учитель Александр Зуев аккуратно подсунул мне одну из книг Сергея Алексеева, «Страга Севера». Я прочитал её взахлёб, настолько она была интересно написана, а интригующая подача материала по времени попала в самую точку. Страна тогда только оправилась от «лихих девяностых», и у людей была потребность в духовной пище. Необходим был какой-то новый материал, новые идеи, сказка, которая бы резонировала с реалиями нашего мира, и такую сказку создал Сергей Трофимович Алексеев.
Тем же летом 2004 года под руководством Александра Зуева мы отправились на Южный Урал в горный трекинг по Большому и Малому Таганаю, про который так красиво спел бард — уралец Олег Митяев. Это было моё первоё знакомство с горами большого Урала, и выпало оно очень удачно, так как в жизни был тогда очень сложный период, а этот поход очень сильно укрепил меня, а главное, положил начало моему миру походов, знакомству с горами, углублению в практики цигун, изучению природы и этого волшебного мира. Полностью начало меняться моё восприятие жизни и моя картина мира. Помню, в тот момент ощущал, что жизнь перевернулась резко с ног на голову, белое стало чёрным и наоборот, а вещи, ранее не понятные вовсе, стали очевидными.
Поэтому горы Урала для меня стали самыми любимыми за то, что помогли пройти через многие жизненные трудности и изменить своё мышление.
Таким образом, собираясь в поход по Приполярному Уралу, к Манараге, я уже имел некоторый опыт горных походов по Уралу, уверенность в том, что я обязательно дойду до Манараги и взойду наверх к её зубьям, а также понимание, зачем мне всё это надо.
В каждом походе, особенно в горах, когда идёшь с рюкзаком в условиях резко меняющейся погоды и обстоятельств, к тебе приходит обучающая информация то ли из внешних источников, то ли изнутри. Здесь твой учитель — это горы, природа, местные духи гор, люди, которые идут с тобой в одной группе, даже постоянно кусающий тебя гнус. Ты идёшь под сильным ветром, ливневым дождём, или, наоборот, по сильной жаре, на спину давит рюкзак, как правило, от двадцати пяти до тридцати килограмм, под ногами курумник, ручьи или каменная осыпь, спина вся мокрая от пота, ноги порой сбиваются сильно, даже когда идёшь в любимых разношенных ботинках, в которых до этого ходил по горам совершенно благополучно. И вот если в такой момент не впасть в отчаяние и грусть, а прислушаться к себе, то ответы начинают появляться в тебе из ниоткуда, эдакие откровения, как пишут в книгах про мастеров и учителей.
Ты идёшь и понимаешь, что на какое-то время ты полностью лишен цивилизации, городские мысли потихоньку начинают отключаться, и ты погружаешься в мир того места, куда ты пришёл.
Обучающая информация в походе на Манарагу ко мне стала приходить, как только я вышел из квартиры и отправился пешком с рюкзаком до метро ( чуть больше километра) для разминки. Уже в метро стал замечать, что идёт постоянный поток информации, что в предыдущие походы так рано не случалась. Но этот поход был во многом особенный.
Изначально была идея пойти по этим местам с кем-то из друзей или одному. Очень хотелось пройти эти сакральные места в своём ритме, не торопясь, постоять лагерем у Манараги. Но из друзей никто не строил планы на те места и в то время. Начал думать, чтобы пойти одному, но быстро понял, что это не реально: пришлось бы потратить много денег на заброску до места, самому как-то договариваться с инспекторами в заповеднике, тащить продукты и идти по незнакомому маршруту без карты, а у меня всего было две недели на Манарагу. В то время этот туристический маршрут ещё не был популярен, и я нашёл только одну фирму, которая более- менее ясно прописывала маршрут, набирала группы и брала за свои услуги невысокую цену. Итак, вопрос был решённым: иду в группе и постараюсь выполнить свои личные задачи.
Путь из Москвы пролегал по железной дороге в сторону Воркуты до железнодорожной станции Инта. Надо заметить, что станция Инта и город Инта находятся на расстоянии около 12 км друг от друга. Сначала нас тянул обычный электровоз, а вот вторую половину уже тащились на дизеле среди приполярной тайги. Выйдя на одном полустанке из вагона, чтобы подышать свежим воздухом, я практически сразу залетел обратно в вагон, так как подвергся мощной атаке мелких мошек, их было целое полчище, и часть из них просочилась в вагон, поэтому оставшиеся часы дороги пришлось от них отбиваться. По мере приближения к Инте вагон всё больше пустел, а начинал я путь в компании трёх женщин – торговок, которые закупили товар в Москве и ехали со своими баулами домой в какой-то северный городок. Сначала они вели себя мирно, обращались периодически ко мне с вопросами, и я как мог поддерживал общение, но потом они начали пьянствовать: разложили на столе кучу еды и давай пить, как заправские мужики, обсуждая разные житейские темы. Сначала у меня получалось сидеть рядом и читать, про себя удивляясь на такую картину, раньше в такой роли доводилось видеть только мужиков, это был период, когда строгий запрет на алкоголь в поездах ещё не ввели. Через некоторое время одна из раздухарившихся женщин стала со мной заигрывать при поддержке своих подруг, и я понял, что пора прятаться на своей верхней полочке, плеер в уши и отключаться от этого бардака. Когда они вышли на своей станции, я с облегчением выдохнул. Вообще, тема дорог и путешествий по разным уголкам нашей Родины заслуживает отдельного романа, такого там насмотришься и наслушаешься.
Первый день встречи с группой в Инте на вокзале. Загружаем рюкзаки на крышу кунга* вахтовки**, грузим коробки с продуктами в кунг и загружаемся сами, попутно знакомимся. Начинаем движение. Едем шесть часов до базы Желанная (оттуда начнём пеший поход) по приполярной тундре и по пересечённой местности, подпрыгивая в кунге «Урала» и постоянно ловя коробки с продовольствием. На переправе через Кожим к нам подсаживается в Урал замдиректора парка Югыд-Ва и едет с нами до базы Желанной, по дороге рассказывая, что сейчас горят леса, из-за сильной жары обмелели реки. Начинаем переживать из-за пожаров за разрешение, чтобы нам выдали его на проход в заповедник Югыд Ва (площадь национального парка Югыд-Ва составляет 1891701 га) В итоге всё обошлось, и ещё нам повезло — нас забросили на вахтовке на пять километров дальше базы Желанной.
Изначально маршрут выглядел так:
1 августа. Инта-1 – база Желанная. Автомобиль «Урал»
Желанная – озеро Малое Балбанты, 6 км. Ночевка.
2 августа. Мал. Балбанты – верховья реки Балбан-ю, 8 км. Ночевка.
3 августа – восхождение на Народную. Возвращение в лагерь. Ночевка.
4 августа – верховья Балбан-ю – пер. Кар-кар – р. Манарага – руч. Олений, 18 км. Ночевка.
5 августа – восхождение на Манарагу. Возвращение в лагерь. Ночевка.
6 августа – дневка.
7 августа – р. Олений – пер. Зигзаг, 16 км. Ночевка.
8 августа – пер. Зигзаг – пер. Валдик – верховья Балбан-ю. Желанная. Ночевка.
9 августа – отбытие на а/м «Урал» в Инту.
Но по ходу треккинга расписание и стоянки смещались.
Первый день идём 12 км до Верховьев реки Балбан-ю. Так как начало движения по маршруту пришлось уже на вечер, то через несколько часов начало темнеть и идти пришлось в темноте по курумнику*** и заболоченной местности, постоянно сбиваясь с так называемой тропы. Решили идти сразу до стоянки «вездеход», чтобы сэкономить один день для Манараги, так как гора нечасто бывает открыта для восхождения, и не только из-за погодных условий. По пути делаем привалы каждые 50 минут по семь-десять минут. Переходим реку вброд, вода выше колена. Название стоянки «вездеход» появилось из-за брошенного и заржавевшего вездехода, который однажды сломался на том месте и теперь стоит как ориентир для туристов. Кстати, там единственное место в начале маршрута, где растут кустарниковые деревья, и можно развести
костёр. У нас был с собой газ для приготовления пищи на тех участках, где нельзя раздобыть дров, но это не решало проблемы обогрева. Вечер и ночь первых двух суток выдались дождливыми и ветреными, когда, прыгая в темноте по курумнику с тяжелыми рюкзаками, добрались до места первой стоянки, то быстро поставили лагерь и стали готовить ужин под моросящим дождём. Времени было уже двенадцать ночи. После быстро разбрелись по палаткам, и, переодевшись в сухое белье, улеглись спать. Комплект шерстяного термобелья, упакованного в гермомешочек, и сухой спальник — незаменимые вещи в горах в ночное время или в непогоду днём.
К этому походу я купил себе новую палатку «tramp» на два с половиной спальных места с юбкой от ветра, для неё это было первое тестирование в горах. Обожаю в походах жить в своей палатке один, можно разложить вещи в хаотичном порядке и всегда чётко знать, где и что лежит. Забегая вперёд, скажу, что палатка достойно прошла весь тест-драйв и до сих пор служит мне надёжным переносным домом в походах, особенно при холодных ночах, благодаря юбке от ветра и более плотному тенту. По своему опыту в походах всегда кладу рядом с собой рюкзак, конечно, если он сухой. Если на палатку навалится медведь, то можно будет выиграть время, прикрывшись рюкзаком, и избежать тяжелых ран.

Утро. День второй. 2 августа

На сегодня запланирована радиалка на гору Нарада (Народная). Интуитивно чувствую, что надо отдохнуть от вчерашнего позднего перехода, просушить вещи и сбросить усталость с ног, подготовить себя к завтрашнему длительному переходу через перевал Кар-Кар. Тем более, моя цель — это Манарага, и я знаю, что должен на неё попасть с первого раза, а не откладывать восхождение на следующий поход. Часть группы с одним проводником ушла на Народную, а вторая часть осталась в лагере, занимаясь сбором дров, приготовлением пищи и подготовкой к перевалу. Выполнив свою работу по заготовке дров, я ушёл на озеро на четыре часа посидеть в тишине и отмочить ноги, пофотографировать красивое озеро и поразмышлять о вечном. Пока шли первый день в темноте, то успел замочить ноги, отчего натерлись уже небольшие мозоли. Несмотря на то, что у меня неплохие треккинговые ботинки, но воду они всё-таки пропустили, так как шли по заболоченной местности во время дождя и в темноте, иногда проваливаясь почти по колено. Так что я совершенно осознанно устроил себе небольшой релакс и днёвку, благо что погода порадовала, солнечно и тепло.
После отдыха и медитации у озера прилёг на склоне горы и стал собирать чернику в лагерь для морса, следуя принципу одну ягодку в корзинку и две в рот. В этом августе чернике выросло очень много, мишки должны быть сытыми. К вечеру погода резко начала портиться, снова начался дождь и поднялся ветер, на вершине Народной лежит снег.
Ждём ребят, в назначенное время они не возвращаются. Делаем скидку на погоду и накидываем ещё полтора часа до их возвращения, попутно подогревая приготовленный для них ужин. Погода к ночи резко ухудшается и холодает. В горах Приполярного Урала ночи достаточно холодные даже летом. Наконец-то появляется первые двое из ушедших. Рассказывают, что погода резко ухудшилась, и было тяжело спускаться в темноте. Все пришли, слава Богам, живые и здоровые, а значит, путь к Манараге продолжается. Отбой. Ближе к ночи стало ещё холоднее, и поднялся ветер. Всегда беру в поход с собой различные согревающие мази, чтобы перед сном хорошо прогреть тело и суставы, а также утром перед продолжением треккинга. Переоделся в тёплую термушку, надел шерстяные носки, шапку и укутался в спальник с головой. До сих пор хожу со своим первым спальником red fox, который рассчитан всего лишь на ноль градусов, и хотя частенько мёрзну, но не изменяю ему, из-за своей ленивой привычки спать в нём.
* Кунг — кузов унифицированный, герметизированный, собранный из стальных уголков и швеллеров, обшитый снаружи алюминиевыми листами, а внутри пропитанный лаком и обшитый фанерой, внутри перегородок — листы пенопласта, используемые как утеплитель.
** Вахтовка — машина на базе полноприводного шасси, приспособленная для перевозки людей в условиях бездорожья.
***Курумник -от древнетюрского qorum (Курумы) — каменные россыпи, валуны, обломки скал, образовавшиеся естественным путём.
путевые заметки