МИР ЗНАНИЯ

Истории прошлых эпох в Гокарне.

Автор текста — Елена Гордишевская
В штате Карнатака можно встретиться с такой древней историей, что даже храмы, возведённые Пандавами 5000 лет назад в Уттаранчале по сравнению с этим покажутся свежими, ещё краска не высохла на дверях. Вот, например, история возникновения Гокарны связана с появлением в этом месте Господа Шивы во времена незапамятные, когда Богиня Земли Притхви приняла форму коровы, и из её уха появился Шива, отсюда и название, Го-корова и карна – ухо. Кстати, наша привычка из русского языка редуцировать безударные слоги приводит к искаженному произношению этого названия, гэкАрна, когда звук О почти полностью проглатывается, так что слово для местных жителей становится неузнаваемым.
С тех самых пор сердцем Гокарны является храм Махабалешвара, или Всесильного Бога, который особенно часто посещается паломниками на Махашиваратри, желающим поклониться атмалингаму. Белые туристы могут походить по внутреннему дворику храма, вокруг основного здания и поклониться Дурге, чей небольшой храм открыт для всех, так же как и расположенный по соседству храм Махаганапати, Великого покровителя ганов, или Ганеша.
Бог, которому поклоняется сам Шива, Вишну, тоже расположен неподалеку, на другом конце главной улицы. В дни праздников проводятся специальные церемонии, когда эти Боги ходят друг к другу в гости.
И ещё один любимый всеми храм по-современному называется Рама Темпл, или Храм Господа Рамачандры. Все они связаны друг с другом историей, которая случилась до Рамаяны, версий у неё несколько, но общая канва такова: могучий демон Равана, чьей столицей царства была Ланка, являлся не менее могучим преданным Господа Шивы и в течение многих веков совершал суровые аскезы, чтобы добиться благословения. Демоны ведических эпох отличались строгой дисциплиной и следовали всем ведическим ритуалам. Когда Шива появился перед аскетом, Равана попросил в качестве дара Атмалингам, самого Шиву, проявленного в камне. Понимая, что демоническая природа Раваны превратит это благословение в проклятие для всех, но и связанный обещанием по отношению к своему преданному, Шива даровал ему Атмалингам, но с условием, что весь путь от Кайласа до Ланки Равана ни разу не выпустит лингам из рук, иначе он останется навсегда в том месте, где коснётся земли.
Как только довольный Равана пустился в путь, в игру вступили Вишну и Ганеша – Вишну запустил свой диск, Сударшана чакру, который затмил солнце, словно наступило затмение. Поскольку затмение считается неблагоприятным периодом, строгие брахманы, такие, как Равана, проводят специальные очистительные ритуалы, чтобы избежать негативного влияния. Ганеша принял облик невинного мальчика-брахмана и предложил подержать Атмалингам, пока Равана приготовит всё необходимое для ритуала.
Видимо, Равана не знал о самом простом способе избежать негативного влияния затмения на Землю, которому следуют до сих пор жители Гокарны – надо просто не находиться на Земле. На время лунного затмения множество людей заходят в море и поют защитные мантры.
Как только Равана отдал Атмалингам, Ганеша тут же поставил его на землю, и сам исчез почти мгновенно. Почти – но достаточно для того, чтобы Равана успел ударить его мечом, поэтому божество Махаганапати носит на голове след от удара меча Раваны.
Когда же пришло время Господу Раме вступить в бой с Раваной, он также побывал в Гокарне и поклонялся Атмалингаму, в память о чём стоит и его храм, чуть в отдалении от улочек города, на вулканическом холме, откуда открывается вид на Аравийское море и заходящее солнце.
путевые заметки